|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОТОКОЛ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совместного заседания Общественного совета при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации и Общественного совета при Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (далее Росстат) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Зал Советов |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОПРФ 07 февраля 2013 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15:30 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДУНАЕВА Секретарь Общественного совета при Росстате |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Елена Сергеевна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методология и организация сельскохозяйственной статистики: текущее состояние и проблемы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
( К.Д. Биждов, Н.Н. Бирулин, П.Н. Грудинин, А.Л. Даниленко, А.В. Епихина, А.Л. Злочевский, Н.И. Зудина, Д.Э. Лайкам, А.Е. Сизов, А.Е. Суринов, П.Б. Шелищ, Б.А. Черняков) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию Д.Э. Лайкама о необходимости рассматривать проблему и текущее состояние методологии организации сельскохозяйственной статистики в семи ракурсах: нормативно-правовая база, международные стандарты, система показателей, система классификаций, собственная методология организации, методы распространения статинформации, а также проблемы сельскохозяйственной статистики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЫСТУПЛЕНИЕ Д.Э. ЛАЙКАМА: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В соответствии с нормативно-правовой базой сельскохозяйственная статистика у нас начинается с закона о сельскохозяйственной переписи 2005 года. Основной документ, который определяет всю работу в области официальной статистики, - это федеральный план статистических работ, который утверждается Правительством, ежегодно актуализируется. Он содержит более 50 министерств и ведомств, субъектов официального статистического учета, то есть ведомств, которые осуществляют в нашей стране официальный статучет, программы работ каждого из этих ведомств. В части сельскохозяйственной статистики используется вся нормативная база о развитии сельского хозяйства и сельских территорий. Отмечено, что существенное ограничение на статистическую деятельность наложил закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и соответствующее Постановление «О порядке проведения статистических обследований за деятельностью», который позволяет проводить выборочное обследование по микропредприятиям. К ним, как правило, относится и фермерские, и крестьянские хозяйства один раз в год, а сплошные обследования проводятся один раз в пять лет. Программы формирования официальной статистической информации, согласно федеральному плану работы, сосредоточен в централизованной системе Росстата. Тем не менее, в Минсельхозе проводят большую статистическую работу, но, прежде всего, это оперативная информация о севе, уборке, показателях, которые собираются в Росреестре информация о наличии земель по категориям, и Федеральная таможенная служба (информация об экспорте и импорте). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отметить информацию о международных стандартах. Основные организации, которые формируют международные стандарты в области статистики сельского хозяйства, - это ООН, ФАО, МОТ. Если говорить о статистике международных стандартов, она практически в полной мере соответствует самым современным жестким требованиям. Тем не менее, эти стандарты развиваются. Примерно раз в 10 лет проходит их обновление, ужесточение. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основной документ, который сейчас определяет стратегию развития, - так называемая Глобальная стратегия по совершенствованию. Разработан ООН план действий, утвержден в статкомиссии ООН план действий по ее реализации. Мы принимаем участие и в разработке самой глобальной стратегии, и в ее реализации. В целом, мы всем трем принципиальным пунктам вполне соответствуем. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система показателей. В качестве примера приводились сами данные. Прежде всего, динамика производства продукции хозяйства. Макроэкономические показатели – это объемы производства, индексы производства сельскохозяйственной продукции. Отмечалось, что формируются они по видам деятельности, по всем категория сельскохозяйственных производителей, по всем субъектам Российской Федерации: и по муниципальным районам и городам. Для иллюстрации - состояние растениеводства, животноводства, характеристики земельных ресурсов, техническая оснащенность сельского хозяйства, труд и оплата труда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансовое состояние сельскохозяйственных производителей. Приведен перечень показателей, которые характеризуют финансовое состояние организации, инвестиции, балансы продовольственных ресурсов, производство продуктов переработки сельскохозяйственного сырья. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Индексы цен сельскохозяйственной продукции. Богатейшая статистика в этой части: и цены производителей, и цены приобретения, потребительские цены. Большая номенклатура цен. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции, машин и оборудования, продовольствия. В связи с развитием государственной программы сельского хозяйства, регулирования рынков на Росстате были проведены работы по информационному обеспечению целевых показателей этой программы. Точно также в целях информационного обеспечения, мониторинга деятельности субъектов бюджетного планирования были введены новые показатели, в том числе позволяющие более точно оценивать уровень использования пашни, расширенный перечень продукции, производимой в теплицах и парниках. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система статистических показателей состояния сельских территорий. Эта система не менее обширна. Прежде всего, это демографическая ситуация на селе. Уровень занятости и безработицы сельского населения. Воздействие сельскохозяйственного производства на окружающую среду. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень жизни. Отмечено, что с 2011 года создается система федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам. При этом три обследования уже проведены. Всего 10 обследований регулярно будут проводиться с последовательным расширением выборки по каждому из этих обследований. Проведено на сегодняшний день комплексное обследование условий жизни. Материалы можно найти на сайте. Во всех показателях обязательно присутствует разрез: город-село, даже по численности сельских населенных пунктов. Впервые проведено обследование по доходам. Отмечено, что в этом году будет проведено еще три обследования. Прежде всего, рацион питания населения, поведенческие факторы, влияющие на состояние здоровья, качество и доступность социальных услуг. Все эти обследования будут репрезентативны для сельской местности и обязательно по федеральным округам. Дальше будет наращиваться их выборка по мере того, как будут выделяться бюджетные средства, данные будут репрезентативны по субъектам Российской Федерации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система классификаций. Представлен перечень общероссийских классификаторов, перечень классификаторов, за который отвечает Росстат. Отмечено, что сейчас осуществляется переход на новые классификаторы. Ведомства же пользуются старыми, например, старым классификатором продукции, в том числе и Минсельхоз. Необходимо, чтобы все ведомства переходили на новые классификаторы. Это требования со стороны ОЭСЕР. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методологическое обеспечение. В сельском хозяйстве применяется комбинированный метод наблюдения. Прежде всего, это проведение сельскохозяйственных переписей. По закону о сельскохозяйственной переписи - не реже одного раз в 10 лет. В межпереписной период - проведение сплошного учета или выборочных независимостей от категорий хозяйств. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первая перепись была проведена в 2006 году. Перепись – это основа новой генеральной совокупности, а они нужны по каждой категории сельскохозяйственных производителей. Это системы актуализации этих генеральных совокупностей. Во-первых, сама перепись дает эти генеральные совокупности. Кроме того, создана система актуализации в межпереписной период. В связи с тем, что сельскохозяйственная перепись не проводилась с 20-х гг. прошлого столетия, накопленная ошибка в текущей статистики оказалась очень серьезной, поэтому проведен пересчет динамических рядов 90-х гг. В связи со сложностью управляющим министерствам, прогнозирующим органам «менять на ходу» динамически ряды, необходимо проводить чаще перепись, либо давать больше возможности на проведение выборочных обследований в межпереписной период. Довольно большое количество методических указаний были актуализированы на основе сельхозпереписи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Следующий аспект – это распространение статистической информации. Отмечено, что всю официальную статистическую информацию можно найти на сайте Росстата. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Распространение статистической информации через единую межведомственную информационно-статистическую систему. Идея создания такой системы – сделать единую точку доступа для пользователей ко всем информационным ресурсам Российской Федерации, то есть ко всем информационным ресурсам, разрабатываемыми всеми министерствами и ведомствами через единую точку доступа: fedstat. Сейчас представляют 64 ведомства информацию в эту систему. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вторая проблема – это не только единая точка доступа, но и то, чтобы пользователи могли получать информацию из разных ведомств в едином формате с единым инструментом доступа к этой информации. За основу взят формат из DMX (международный стандарт распространения метаданных и дат). Эта система уже функционирует, она наполняется. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблемы сельскохозяйственной статистики. Прежде всего, доработка нормативно-правовой базы. С 2009 года неоднократно вносились в Минэкономразвития, Минсельхоз, Правительство предложения о разработке механизмов взаимодействия органов, осуществляющих государственную регистрацию крестьянских фермерских хозяйств и предоставляющих им земельные участки. Министерством сельского хозяйства в настоящее время такой законопроект разработан. Вторая тема - закон о личном подсобном хозяйстве, предполагающий установление субъектами Российской Федерации минимального/ максимального размера площади, который должен иметь ЛПХ. В противном случае это ЛПХ должно зарегистрироваться в индивидуального предпринимателя. Субъекты Российской Федерации, как правило, не принимали такие законы. Сейчас вообще есть идея исключить эту норму из закона. Это создает огромные проблемы для ведения учета. Идет пересечение между разными категориями сельскохозяйственными производителями. Все это отражается на качестве статистики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земельное законодательство. Речь идет о регистрации аренды земель в течение года. Эти сделки не регистрируются. Для статистики создаются проблемные ситуации, т.к. при формировании списков, особенно перед сельскохозяйственной переписью, многие уходят в никуда. Формально «не поймать» таких крупных землепользователей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Есть еще проблема – это разработка классификатора сельскохозяйственных культур и сельскохозяйственных животных. Отмечено, что обращались в Минсельхоз о необходимости разработать такой классификатор. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема информационного обеспечения построения балансов. Отмечено крайне низкое качество информации по внешнерегиональным торговым операциям – товарным обменам. Это дорогое обследование. Те ресурсы, которые имеются, не позволяют сделать качественной оценки, а это очень серьезно влияет на качество разработки продовольственного баланса по субъектам Российской Федерации. Отмечено, что ни одна страна не делает балансы по регионам, а только в целом по стране. Это пережиток нашей плановой экономики. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема баланса молока. У нас нет коэффициента пересчета молокопродуктов в молоко. Такая же проблема и по рыбе. По рыбе сейчас идет серьезная работа, а по молоку обещают, но пока сделать мы это не можем. Конечно, проблемы выборочного обследования, по хозяйственной книге. Качество похозяйственного учета осталось очень низким, Представители Росстата выразили надежду, что в Министерстве сельского хозяйства совместно с Росстатом и с Общественной палатой вернутся к этой теме. Росстат вышел с предложением раз в три года организовывать контрольные выборочные проверки качества проведения похозяйственного учета. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще одна тема – крайняя недостаточность финансовых средств на проведение рыночных обследований. Прежде всего, это отражается на качестве данных по субъектам Российской Федерации. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще одна проблема, которая вышла в последние годы очень остро, - использование статистических данных, во-первых, первичных статистических данных в качестве основания для выплат сельскохозяйственным производителям различных финансовых средств. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Еще одна последняя проблема, которая влияет на искажение статистики, - это то, что в последнее время данные статистики активно используются в оценке деятельности губернаторов и муниципалитетов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
КОММЕНТАРИИ К ДОКЛАДУ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению комментарий К.Д. Биждова о важности статистики для страхования. К.Д. Биждов задал вопрос, как построена сейчас данная процедура? Требуются ли дополнительные данные, которых нет в официальных формах статотчетности? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию А.Л. Даниленко, И.Е. Дискина о необходимости создания межотраслевой рабочей группы Общественных советов при Минсельхозе России и Росстате, которая будет отрабатывать вопросы методологии и организации сельскохозяйственной статистики. А.Л. Даниленко довел до сведения присутствующих информацию о статистическом учете на примере молочной отрасли, обозначив два пласта вопросов. Первый связан с тем, что происходит искажение статистики из-за неправильной информации и отсутствия возможности ее правильно перепроверить (в молочной отрасли серьезнейший вопрос по поводу расчета ЛПХ, объемов производства ЛПХ). В конечном итоге это влияет на уровень и эффективность государственной поддержки, которую получает отрасль. Второй пласт вопросов – это показатели, которые определяются для статистического учета, возможность и целесообразность корректировки этих показателей. А.Л. Даниленко отметил важность предоставления Росстатом точных данных, т.к. государство принимает решение о государственной поддержке на основании Росстата, также не менее важны вопросы, связанные с регулированием рынка: закрытие, открытие, ограничение ввоза или наоборот. Все это связано с показателями Росстата. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И.Е. Дискин предложил сегодняшнее обсуждение сделать техническим заданием этой рабочей группы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию Сизова А.Е. о качественной работе сайта Росстата, который дает массу полезной, ценной информации. Однако отметил, что значительный пласт информации о малых предприятиях за пределами этой информации. Рынок не знает, сколько имеется зерна на так называемых малых предприятиях. Объемы достаточно значительны. Это играет огромную роль для принятия решений по ценам и по государственной политике в целом, в связи с чем Сизов А.Е. обратился к Росстату с вопросом об учете малых предприятий. Также Сизов А.Е. отметил, что «выпала» информация по Казахстану и Белоруссии: в этом году особая ситуация по муке. Белорусская мука «заплывает» в Россию большими объемами. Реальные мельницы встали, которые не могут конкурировать с белорусской мукой. В этом году чрезвычайно важны поставки зерна из Казахстана. Они отрывочные. Непонятно рынку, сколько идет зерна из Казахстана и в каком объеме. Сизов А.Е. отметил, что необходимо, чтобы рынок эту информацию имел. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию Епихиной А.В. о том, что ежеквартально представлены запасы зерна на основании балансовых расчетов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию Н.Н. Бирулина, Н.И. Зудиной о том, что цифры официальной статистики не отражают реальное положение дел в отрасли. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению возражение А.Л. Злочевского по поводу предъявления претензий а Росстату в связи с недостоверностью представляемой информации. А.Л. Злочевский отметил, что проблема в достоверности исходных данных, которые идут в Росстат. Также А.Л. Злочевский отметил необходимость ускорить поступление статистических данных и совершенствование методики досчетов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию Б.А. Чернякова об американской статистике. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСТАНОВИЛИ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А.Л. Даниленко и И.Е. Дискину обеспечить создание из представителей Общественных советов при Минсельхозе России и Росстате рабочей группы по вопросам методологии и организациия сельскохозяйственной статистики; выработать план работы рабочей группы. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендовать Минсельхозу России при участии заинтересованных сторон разработать новую форму учета парка сельхозтехники в РФ, позволяющую получать детальную информацию о ее наличии, приобретении и списании. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рекомендовать Минсельхозу России при участии заинтересованных сторон разработать инструментарий для регистрации самоходной сельхозтехники (тракторов, комбайнов) с возможностью консолидации соответствующей информации по субъектам РФ в единой базе данных на федеральном уровне в целях ее использования при анализе состояния парка сельскохозяйственной техники. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ресурсные ограничения весеннего сева и риски недобора урожая 2013 года |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
(А.Л. Даниленко, А.Л. Злочевский, А.Н. Смородов, Г.А. Полунин) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию А.Н. Смородова, А.Л. Злочевского о необходимости проведения ярового сева своевременно и в том объеме, который прогнозируется, о том, что требуется дополнительный объем ресурсов для того, чтобы пересеять озимые гарантированно на весенний сев. А.Л. Злочевский отметил, что в первую очередь необходимо ставить вопрос о доступе к телу кредитования, а также о пересмотре инструкции Центробанка по отношению к сельхозкредитованию и нормативам по залогам, сегодня отмечается проблема снижения уровня залоговой массы, банки в этом сезоне под то же обеспечение дают меньше денег. А.Л. Злочевский проинформировал, что общий объем потребных средств составляет порядка 289 млрд руб, Минсельхоз же декларирует цифру в 258, при этом по банковскому сообществу предполагается выдать 150 млрд. План по проведению сева стоит выше, чем в прошлом году (яровой сев провели по зерновым на 28 млн гектар). В этом году нужно сеять на 32 млн гектар. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принять к сведению информацию А.Г. Кулика о том, что кредитование весенних полевых работ складывается не только из кредитных ресурсов банка, но и из собственных средств сельхозпроизводителей, товарных кредитов производителей минеральных удобрений, пестицидов и т.д, и переработчиков. А.Г. Кулик отметил, что весенние полевые работы, уборочные будут стоить дороже по причине удорожания определенных товаров, необходимых сельхозтоваропроизводителю. Что касается банков, то уровень кредитования будет не ниже прошлого года. Темпы кредитования сегодня аналогичны темпам кредитования в прошлом году. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ОТМЕТИТЬ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
необходимо обратиться в Общественную палату с предложением о необходимости изменения подходов Центрального Банка Российской Федерации к оценке и формированию резервов по ссудам для кредитных организаций, которые кредитуют сельхозтоваропроизводителей. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Также А.Г. Кулик проинформировал, что есть еще одна организация, на которую никакого влияния невозможно оказать. Это банковский комитет «Базел». С 1 января 2014 года вся банковская система в соответствии с Постановлением Правительства перейдет на «Базел 3». Оцениваются риски кредитных организаций при предоставлении кредита. Все организации, которые хотят получать заимствования за рубежом, обязаны перейти на эти стандарты оценки качества заемщика. ОАО «Сбербанк» в 2012 году выдал необеспеченных кредитов на весенние полевые работы 3,6 млрд руб. без всяких гарантий, просто зная, что это «нормальный» заемщик. А.Г. Кулик сообщил о готовности такие кредиты предоставлять сроком до 3 лет. Но Постановление Правительства определяет срок поддержки один год. А.Г. Кулик предложил рассмотреть опыт США: там до 16 месяцев выдаются кредиты на сезонные полевые работы по высокой ставке – 5,2 % или 6,1 %. А.Г. Кулик сказал, что банк будет стараться не снижать темпы кредитования. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПОСТАНОВИЛИ: |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
подготовить предложения по вопросу о страховом фонде либо гарантийном фонде для тех, кто пострадал от засухи. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Членам Общественного совета при Минсельхозе России подготовить для Министерства и курирующего вице-премьера в рамках протокольного решения предложения по вопросу предотвращения ресурсных ограничений весеннего сева и рисков недобора урожая 2013 года, а также по вопросу господдержки и финансирования сельскохозяйственной отрасли в новых реалиях: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.»; вступление России в ВТО». |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос господдержки и финансирования сельскохозяйственной отрасли в новых реалиях: «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.; вступление России в ВТО» вынести на совместное заседание Общественного совета при Минсельхозе России и рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по развитию и модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель Общественного |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совета при Минсельхозе России А.Л. Даниленко |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Председатель Общественного |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Совета при Росстате И.Е. Дискин |